Дорофеев А. В.
Наглядная история.
От перестройки до коронавируса. 1989–2020
ISBN 978-5-6044537-8-0
История современной России в иллюстрациях главного художника газеты «Аргументы и факты», опубликованных на страницах еженедельника с 1989 по 2020 г.
ЯДЕРНЫЕ УДАРЫ АНДРЕЯ ДОРОФЕЕВА
Газета «Аргументы и факты» во многом необычна. Необычна своим происхождением: родившись в 1978 году, когда в СССР ещё свирепствовала жёсткая цензура, она, пользуясь первоначальным статусом «бюллетеня для лекторов и агитаторов», ухитрялась доносить до сознания советских граждан информацию, которую невозможно было найти ни в «Правде», ни в «Известиях», ни в «Труде». На полосах худенького, на серой бумаге издания появлялись статистические данные, цифры и факты, которые для вдумчивого читателя представляли огромный интерес – показывали, что стоит за победными передовицами и рапортами центральных газет. Прикрытием для редакции служило то, что бюллетень выходил в рамках Всесоюзного общества «Знание».
На первых порах газета выглядела довольно скучно. Не было фотографий, иллюстраций, не было политической аналитики. Критика власти заключалась не в статьях, а в «аргументах и фактах». Они говорили сами за себя. Такой подход нравился читателям. Популярность и тиражи бюллетеня быстро росли – это дало возможность основателю и первому главному редактору Владиславу Старкову переформатировать бюллетень в полноценную газету. С 1982 года она стала еженедельником. Выходила газета по средам, и в эти дни у газетных киосков стали выстраиваться очереди преданных читателей. И за 10 лет её тираж превысил 30 млн экземпляров, а число читателей – 100 млн. Газета была внесена в Книгу рекордов Гиннесса как газета с самым большим тиражом в истории человечества.
Выдающуюся роль в становлении газеты сыграл её основатель и первый главный редактор
В. Старков. Человек независимых взглядов и высокого гражданского мужества, он даже во времена свирепой советской цензуры и тотального контроля за СМИ со стороны всесильного Отдела пропаганды ЦК КПСС умел защищать газету и её коллектив от вмешательства контрольных органов власти. С приходом на советский политический олимп Михаила Горбачёва, провозгласившего эпоху перестройки и гласности, проявлять независимость стало легче. Но в полную силу свободой газета задышала в 1992 году, когда «Аргументы и факты» были приватизированы самим журналистским коллективом. «Сегодня мы сами себе хозяева, и надо мной нет ни одного начальника. Своего рода частная лавочка», – заявил на одной из редакционных летучек Владислав Старков.
«Частной лавочке» помимо аргументов и фактов потребовались новые кадры. Ставка была сделана на таких же, как сам В. Старков, – независимых и ярких сотрудников. К тому времени газета стала не только острым на язык и абсолютно независимым изданием, но и изданием, обильно иллюстрированным. Читателям нравился формат, который контрастировал с суховатым оформлением официальной прессы.
Новую «художественную жизнь» и новый облик в «Аргументы и факты» вдохнул Андрей Дорофеев, пришедший в газету в 1989 году. Выбор нового главного художника был не случаен.
В. Старков искал для оформительского звена газеты не просто иллюстратора и оформителя. Будучи сам человеком необычной судьбы и крайне противоречивого характера, он искал для газеты людей с прорывным журналистским и художественным мышлением, и, конечно же, людей с характером. А. Дорофеев был одной из самых удачных находок В. Старкова. Он высмотрел его в газете «Московский комсомолец» и как-то сумел «переманить». Дав новому художнику газеты полную волю – и воображения, и изобретательности, и дерзости, – он сделал из газеты не только явление политическое и информационное, но и явление художественное. Очень точно по этому поводу высказался один из ценителей творчества Дорофеева, поэт Андрей Вознесенский, сказавший, что «Дорофеев – родитель совершенно нового художественного направления – постсюрреализма». Что Андрей Дорофеев является представителем яркого и очень востребованного сегодня художественного направления, подтверждает большое количество его персональных выставок и в России, и за рубежом.
Для газеты, особенно для такой, как «Аргументы и факты», ценность Дорофеева была и остаётся в том, что он необычайно остро и вместе с тем гармонично сумел соединить в своих работах искусство, публицистику и политику. Явление, надо сказать, крайне редкое. Очень верно по этому поводу высказался В. Старков: «Считается, что политика и художник – вещи несовместимые. Но Андрей Дорофеев – один из тех редких художников, кто с помощью политических реалий создаёт настоящее искусство. Его коллажи (а именно в этом жанре работает Андрей) – это воистину художественные произведения, которые создаются с помощью фотографии, компьютера, пера и кисти», но и, конечно, добавлю от себя, огромного творческого воображения, для которого необходим не «просто талант», но и глубокий интерес к проблемам, которые волнуют наше общество.
Персонажами Дорофеева на страницах «АиФ» за многие годы его работы в газете стали фактически все фигуранты новейшей российской истории и политики. Иронического (но никогда не злобного) взгляда не избежал никто из известных обитателей коридоров власти, в том числе и кремлёвских коридоров. Более того, скажу, что политики и деятели культуры обижаются, когда Дорофеев по той или иной причине обходит их своим вниманием и не берёт их в свои коллажи. Будучи пресс-секретарём президента Бориса Ельцина, я неоднократно слышал от него как одобрительные, так и обидчивые отзывы на работы Дорофеева.
Один из весьма частых участников дорофеевских коллажей был и остаётся Г. Зюганов. И, судя по всему, политик ценит это. Ещё бы, ведь угодить в коллаж Дорофеева – это шикарная и бесплатная реклама. Однажды Зюганов был изображён в «АиФ» в виде персонажа с бабочкой на шее. «Я впервые надел бабочку по воле Дорофеева», – признался он, будучи однажды гостем редакции. Дорофеев не обходит вниманием и нынешнего президента. Впрочем, о реакции Владимира Путина мы пока не слышали.
В самой редакции не устают удивляться изобретательности художника. И после появления его нового коллажа в коридоре можно часто услышать обращённое к нему: «Ну, Андрей, ты даёшь!» Андрей скромно улыбается.
Необычность его творчества во многом объясняется судьбой. Мало что предвещало в нём будущего художника и известную личность. В советские годы его поджидала почётная стезя инженера, изобретателя. И, как бы повинуясь жёсткой логике советских судеб, он пошёл учиться в Московский авиационный институт (знаменитый МАИ) и защитил там диплом с отличием на актуальную для того времени тему «Баллистическая ракета с ядерными боеголовками».
Диплом защищён много лет назад. А Андрей Дорофеев продолжает бить ядерными боеголовками своих коллажей по пошлости, по глупости и по отсталости нашей жизни. Новых тебе ядерных ударов, Андрей! Огонь по штабам!
Вячеслав КОСТИКОВ, пресс-секретарь Президента РФ (1992-1994), журналист, писатель
1989 -1991
Попытка реформирования советской системы,
так называемая перестройка, начатая Михаилом Горбачёвым,
в конце концов привела к отмене 6-й статьи Конституции СССР
о руководящей роли КПСС. Вместо Генсека Горбачёва
руководить страной стал президент Горбачёв.
Объявлена политика гласности, свободы слова и печати.
31 января 1990 г. в Москве, на Пушкинской площади, открылся первый в СССР ресторан
быстрого питания «Макдоналдс». За гамбургерами выстроилась огромная многочасовая очередь.
14 марта 1990 г. из Конституции СССР была исключена 6-я статья
о руководящей роли КПСС. Партия лишилась монополии на власть.
В управлении страной теперь могли участвовать и другие политические партии.
7 июня 1990 г. главой Русской православной церкви, Патриархом Московским избран митрополит
Ленинградский и Новгородский Алексий. Заканчивалось время атеистического СССР.
Несмотря на рекордный урожай лета 1990 г.,
в конце года в Москве пришлось вводить нормированное распределение продуктов.
Наш человек родился.
Жители столицы получили визитные карточки покупателя,
без предъявления которых в московских магазинах ничего не продавали.